Савельева Марина Станиславна
Студийные формы работы с родителиями в ДОУСтудийные формы работы с родителиями в ДОУ
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку. Учим их относиться к ребёнку , как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; помогаем открыть сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания и образования ; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка, Организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию В начале 1920-х гг. П.П. Блонским была предложена студийная форма организации занятий, в которой вся учебная работа должна была проводиться в пяти студиях: физико-математической, биологической, социально-исторической, литературно-философской и философско-географической. Педагог считал, что для ребёнка гораздо полезнее на время отдаться занятиям одной наукой, с тем чтобы пережить и другую. Студийный метод исключал свободное стихийное распределение детей по студиям, предусматривал обязательное прохождение каждого ребенуа по всем пяти студиям в соответствии с определенной программой занятий. Система П.П. Блонского реализовывалась в работе некоторых опытно-показательных учреждений. Студийные занятия родителей и детей Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение. Дошкольное детство самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к миру. Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы " Студийные занятия ". Это новая форма работы с родителями ,которая помогает доносить до сознания детей, что все люди трудятся и имеют свои увлечения ,хобби , делясь своими знаниями и опытом с детьми ,для этого нужно много трудится, а труд бывает разный: -труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь; -труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей; -труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя. В ходе таких встреч обязательно внимание детей привлекается рассказами, показами используется продуктивная деятельность ,внимание акцентируется ,что для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда. Для полноценного овладения студийной формой работы нужно строить работу по направлениям: 1. Теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда; 2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата. Можно использовать в студийных формах работы, "Встречи с интересными людьми" помогают решать целый ряд важных задач: -делать родителей неравноправными участниками воспитательно-образовательного процесса; -формировать у детей понятие "трудовая деятельность"; -показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества; -демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; -дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми; -развивать монологическую и диалогическую речь; -создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым; -помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру; -способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм. В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру. Такие занятия помогут: - Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности. - Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители. - Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через студийные занятия в различных видах деятельности - Укреплять здоровье детей дошкольного возраста посредством оперативной коррекции выявленных нарушений в опорно-двигательном аппарате. - Формировать активную позицию помощника и защитника живой природы у детей дошкольного возраста. - Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи. - Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника. Студийную работу в ДОУ условно можно разделить на три направления: 1. Художественно – эстетическая направленность 2. Интеллектуально-познавательная направленность 3. Оздоровительная направленность Студийные занятия проводят педагоги совместно с родителями. Тема занятий, методы и приемы решения задач выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, и интересов и желаний родителей , времени года, выбора темы и т.д. Всю работу можно разделить на этапы Этап – подготовительный: Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. На этом этапе очень важен выбор темы , атрибутов методов и приемов. С первых минут родителю необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно “чувствовать” уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад. Важно учесть, что организация предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий: - организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться, имеют право отказаться от участия на быть просто слушателями т.д. - возможность ребёнка выбора цели из нескольких, предложенных или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам. - “открытый” временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку действовать в индивидуальном темпе. Этап- моделирование системы работы по данной теме: Педагоги и родители на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности. Этап – совершенствование творческого самовыражения: На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям и родителям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество родителей и детей построено на основе: - Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата; - Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников; - Чёткой постановки конкретных и понятных целей для студийного занятия; - Демонстрирования взрослым образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.; - Добровольного участия в студийной деятельности ; - Контакта между участниками студии , обеспечивающего обмен действиями и информацией; - Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата; - Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”; - Игрового характера подачи любого материала; - Создания доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач Организуя студийною работу, руководители проводят индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу. Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста Задачи: Вовлечь родителей в совместную, , организованную деятельность. Научить технологиям нетрадиционной творческой деятельности (рисование пальчиками, ладошками, крупой, ватными палочками, тестопластика, декупаж, аромарисование и т.д.). Повысить компетентность родителей в вопросах досугово-игровой деятельности с детьми. Мероприятие можно проводить в разнообразной форме в разных помещениях детского сада 1 раз в месяц, с учетом запросов и пожеланий родителей, педагогов, специалистов. Выбор помещения для проведения очередного мероприятия осуществляется в соответствии с задачами конкретного мероприятия, Например, : «Рисование ладошками и пальчиками», «Рисование крупой», «Бисероплетение», «Оригами» и другие. Отличительной особенностью встреч является тот факт, что на занятиях студии присутствуют родители вместе с детьми, то есть родители не только сами учатся интересным приёмам взаимодействия со своими детьми, но и видят непосредственно реакцию своего ребёнка на то или иное задание, или творческую деятельность. Конечно, занятия в нетрадиционной форме в таком раннем возрасте – необязательное условие для развития ребенка. Необязательное, но очень полезное – посудите сами – такие занятия развивают цветовосприятие, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики. И что немаловажно – способствуют гармоничному психоэмоциональному и эстетическому развитию. Чтобы добиться успехов – необходимо правильно организовать совместные мероприятие с детьми раннего возраста и их семьями в соответствии с природой детского развития. В работе используются - артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры на сближение, подвижные игры, нетрадиционное рисование, логоритмику и т.д. Работа интересная, творческая, но самая главное, не смотря на то, что уже сейчас: дети с желанием и заинтересованностью посещают мероприятия (выполняют работы), а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А , воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание необходимо уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
27 августа 2016 в 17:14
Прикреплённые файлы:Документ: Студийные формы работы с родителиями в ДОУ Описание файла:Файл называется: doklad-studiinye-f-raboty_bbv6q.docx Это официальный файл организации «Савельева Марина Станиславна», в нём содержится Студийные формы работы с родителиями в ДОУ. Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.