Савельева Марина Станиславна

Студийные формы работы с родителиями в ДОУ

Студийные формы  работы с родителиями в ДОУ

 

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть  авторитарное отношение к ребёнку.

Учим их относиться к  ребёнку , как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; помогаем открыть сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания и образования ; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка, Организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию

В начале 1920-х гг. П.П. Блонским была предложена студийная форма организации занятий, в которой вся учебная работа должна была проводиться в пяти студиях: физико-математической, биологической, социально-исторической, литературно-философской и философско-географической. Педагог считал, что для  ребёнка гораздо полезнее на время отдаться занятиям одной наукой, с тем чтобы пережить и другую. Студийный метод исключал свободное стихийное распределение детей по студиям, предусматривал обязательное прохождение каждого  ребенуа по всем пяти студиям в соответствии с определенной программой занятий. Система П.П. Блонского реализовывалась в работе некоторых опытно-показательных учреждений.

Студийные занятия родителей и детей

Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение.

Дошкольное детство самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к миру.

Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы " Студийные занятия ".  Это новая форма работы с родителями ,которая  помогает доносить до сознания детей, что все люди трудятся и имеют свои увлечения ,хобби , делясь своими  знаниями и опытом с детьми ,для этого нужно много  трудится, а  труд бывает разный:

-труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь;

-труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей;

-труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя.

В ходе таких встреч обязательно внимание детей привлекается рассказами, показами используется продуктивная деятельность ,внимание акцентируется ,что для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда.

Для полноценного овладения  студийной формой работы нужно строить работу по направлениям:

1. Теоретическое - формирование представлений.

Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;

2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата.

Можно использовать  в студийных формах  работы, "Встречи с интересными людьми" помогают решать целый ряд важных задач:

-делать родителей  неравноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

-формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

-показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

-демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

-дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;

-помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;

-способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.

Такие занятия помогут:

- Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.

- Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.

- Развивать творческие  способности у детей  дошкольного  возраста через студийные  занятия  в  различных  видах деятельности

- Укреплять здоровье детей дошкольного  возраста  посредством  оперативной  коррекции  выявленных нарушений в опорно-двигательном аппарате.

- Формировать активную позицию помощника и защитника живой природы у детей дошкольного возраста.

- Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.

- Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.

 Студийную  работу в ДОУ условно  можно разделить на три направления:

1. Художественно – эстетическая направленность

2. Интеллектуально-познавательная направленность 

3. Оздоровительная направленность 

Студийные занятия  проводят  педагоги совместно с родителями.

Тема  занятий, методы и приемы решения  задач выбор практического материала  корректируются, варьируются в зависимости  от способностей  детей, и интересов и желаний родителей , времени года, выбора темы и т.д.

Всю работу можно  разделить на этапы

Этап  – подготовительный:

Основная  задача на этом этапе подготовка и  организация работы  по данной теме.

На  этом этапе очень важен выбор  темы , атрибутов методов и приемов. С первых минут родителю  необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно “чувствовать” уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация  предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в  деятельность, поэтому помимо подбора  интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

- организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться, имеют право отказаться от участия на  быть просто слушателями  т.д.

- возможность ребёнка выбора цели из нескольких,  предложенных  или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

- “открытый” временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку действовать в индивидуальном темпе.

Этап- моделирование системы работы по данной теме:

Педагоги и родители на этом этапе стремятся достичь  конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные  средства, методы и приемы педагогической деятельности.

Этап  – совершенствование творческого  самовыражения:

На  этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям и родителям  предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.

Сотрудничество  и сотворчество родителей  и детей  построено на основе:

- Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

- Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;

- Чёткой постановки конкретных и понятных целей для  студийного занятия;

- Демонстрирования взрослым  образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;

- Добровольного участия  в студийной  деятельности ;

- Контакта между участниками  студии , обеспечивающего обмен действиями и информацией;

- Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

- Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”;

- Игрового характера подачи любого материала;

- Создания  доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач

Организуя студийною работу, руководители проводят индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:

 Вовлечь родителей в совместную, , организованную деятельность.

  Научить технологиям нетрадиционной творческой деятельности (рисование пальчиками, ладошками, крупой, ватными палочками, тестопластика, декупаж, аромарисование и т.д.).

  Повысить компетентность родителей в вопросах досугово-игровой деятельности с детьми.

Мероприятие  можно проводить в разнообразной форме в разных помещениях детского сада 1 раз в месяц, с учетом запросов и пожеланий родителей, педагогов, специалистов. Выбор помещения для проведения очередного мероприятия осуществляется в соответствии с задачами конкретного мероприятия, Например, : «Рисование ладошками и пальчиками», «Рисование крупой», «Бисероплетение», «Оригами» и другие.

Отличительной особенностью  встреч является тот факт, что на занятиях студии присутствуют родители вместе с детьми, то есть родители не только сами учатся интересным приёмам взаимодействия со своими детьми, но и видят непосредственно реакцию своего ребёнка на то или иное задание, или творческую деятельность.

Конечно, занятия в нетрадиционной форме в таком раннем возрасте – необязательное условие для развития ребенка. Необязательное, но очень полезное – посудите сами – такие занятия развивают цветовосприятие, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики. И что немаловажно – способствуют гармоничному психоэмоциональному и эстетическому развитию.

Чтобы добиться успехов – необходимо правильно организовать совместные мероприятие с детьми раннего возраста и их семьями в соответствии с природой детского развития.

В работе используются - артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры на сближение, подвижные игры, нетрадиционное рисование, логоритмику и т.д.

Работа  интересная, творческая, но самая главное, не смотря на то, что уже сейчас: дети с желанием и заинтересованностью посещают мероприятия (выполняют работы), а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А , воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

 Семья и дошкольное  учреждение – два  важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание  необходимо уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

 

27 августа 2016 в 17:14

Прикреплённые файлы:

Документ: Студийные формы работы с родителиями в ДОУ

Описание файла:

Файл называется: doklad-studiinye-f-raboty_bbv6q.docx

Это официальный файл организации «Савельева Марина Станиславна», в нём содержится Студийные формы работы с родителиями в ДОУ.

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.